Главная » Кадровый центр » Работодателю » Полезная информация » Особенности трудоустройства иностранцев

Особенности трудоустройства иностранцев

Внимание Подписан новый закон, регламентирующий данную сферу с 13 декабря 2014 года
Есть ссылка на действующую норму, комментарии будут позже.

Какие документы требуются для принятия на работу иностранцев?
Cписок документов необходимых для оформления разрешения на право привлечения ИРС и разрешения на право трудовой деятельности для граждан дальнего зарубежья:
нотариально заверенная копия Свидетельства о государственной регистрации - 2 экз.; 
нотариально заверенная копия Свидетельства о постановке на налоговый учет и присвоении ИНН - 2 экз.; 
нотариально заверенная лицензия на осуществление деятельности - 2 экз.; 
штатное расписание организации - 1 экз.; 
учредительные документы (Устав, учредительный договор); 
проект трудового договора с привлекаемым иностранным работником - 1 экз.; 
копия паспорта иностранного гражданина - 1 экз.; 

От иностранного гражданина
цветное фото иностранного гражданина размером 3х4 (на матовой бумаге) - 2 шт.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на ВИЧ инфекцию - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на туберкулез - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на сифилис - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на лепра (болезнь Гансена) - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на хламидийная лимфогранулема - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на шанкроид - 1 экз.; 
справка из наркологического диспансера - 1 экз. 
диплом об образовании; 
виза; 
миграционная карта с отметкой о регистрации; 
нотариальная доверенность на представление интересов в органах миграционного учета. 

 
Cписок документов необходимых для оформления разрешения на работу (разрешения на право трудовой деятельности) для граждан ближнего зарубежья
копия паспорта иностранного гражданина (с переводом на русский язык, заверенная нотариусом) - 1 экз.; 
цветное фото иностранного гражданина размером 3х4 (на матовой бумаге) - 2 шт.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на ВИЧ инфекцию - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на туберкулез - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на сифилис - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на лепра (болезнь Гансена) - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на хламидийная лимфогранулема - 1 экз.; 
справка об исследовании крови иностранного гражданина на шанкроид - 1 экз.; 
справка из наркологического диспансера - 1 экз.; 
миграционная карта с отметкой о регистрации; 
нотариальная доверенность на представление интересов в органах миграционного учета.

Для граждан соседних стран есть послабления.
Какие документы требуются для принятия на работу граждан Белоруссии, Украины и Узбекистана?

Гражданам Белоруссии на территории России предоставляются равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий. Действующий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в России не применяется (ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998, п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий"). 
Таким образом, гражданам Белоруссии для трудоустройства на территории России разрешение на работу не требуется. На них распространяются те же правила приема на работу, что и на граждан РФ (глава 11 ТК РФ "Заключение трудового договора"). Документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий признаются без легализации. 
Для трудоустройства граждан Украины и Республики Узбекистан необходимо соблюдать требования Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). 
Граждане Украины и Республики Узбекистан прибывают в РФ в порядке, не требующем получения визы (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16.01.1997); Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000)). 
По общему правилу иностранные граждане, кроме относящихся к категориям, указанным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, имеют право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу, а работодатель, в свою очередь, вправе привлекать к работе иностранных граждан при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранных работников. 
Однако для приема на работу граждан, въехавших на территорию России в безвизовом режиме, работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). 
Для трудоустройства таких работников достаточно наличия разрешения на работу у иностранного гражданина. Получить такое разрешение иностранец может самостоятельно либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ, либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). 
В зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на: временно пребывающих в РФ; временно проживающих в РФ; постоянно проживающих в РФ (ст. 2 Закон N 115-ФЗ). Согласно пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранному гражданину, постоянно проживающему в РФ (имеющему вид на жительство), получать разрешение на работу не требуется. 
Таким образом, при приеме на работу граждане Белоруссии предъявляют документы согласно ст. 65 ТК РФ с учетом некоторых особенностей. Граждане Украины и Республики Узбекистан, за исключением постоянно проживающих в РФ или относящихся к категориям, указанным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, наряду с этим должны предоставить разрешение на работу. 
При приеме документов также необходимо учитывать следующее. 
В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Республика Беларусь, Украина и Республика Узбекистан входили в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1). 
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Следовательно, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования предъявляют только иностранцы, постоянно или временно проживающие на территории России. Если такой иностранец впервые заключает трудовой договор на территории России, то свидетельство ему оформляет работодатель (ст. 65 ТК РФ). 
Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994, сторонами которого являются в том числе Россия, Белоруссия, Украина и Республика Узбекистан, установлено, что каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык. 
Документы воинского учета указанной категорией граждан при приеме на работу не предоставляются, поскольку по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ). 

Правовой статус трудящихся-мигрантов из стран таможенного союза.

С 26 июля 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 11.07.2011 № 186-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». Ратифицированное Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Республикой подписано 19 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге.

Соглашение определяет правовой статус трудящихся-мигрантов и членов их семей, предусматривает значительное упрощение порядка пребывания и осуществления трудящимися-мигрантами трудовой деятельности на территориях государств-сторон, и регулирует вопросы, связанные с их социальной защитой.

Соглашение предусматривает, в частности, предоставление следующих преимуществ и льгот:
• работодателю предоставляется право привлекать трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности без получения соответствующего разрешения;
• трудящиеся-мигранты осуществляют трудовую деятельность в государствах Сторон без учета установленных квот и без получения разрешения на работу;
• трудящиеся-мигранты и члены их семей освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства;
• определение срока временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи равным сроку действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем;
• в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Трудящемуся-мигранту предоставляется право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем.

По требованию трудящегося-мигранта (в том числе бывшего работника) работодатель обязан выдать ему справку с указанием его специальности (квалификации, должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование трудящихся-мигрантов осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное страхование (обеспечение) данным Соглашением было не предусмотрено.


Еще статьи по похожей тематике:

© 2006—2017 Национальный кадровый центр
Поиск и подбор персонала, рекрутинг