Ищу работу. Весь процесс подробно. Шаг за шагом.

Перечислим этапы и конкретные действия.

ЭТАП 1. Увольнение.

При объявлении об увольнении нужно:

- Проверить, насколько ваше увольнение соответствует Трудовому Кодексу и не бояться защищать свои права перед работодателем, вплоть до подачи искового заявления в суд, если увольнение было произведено неправильно. Закон на вашей стороне. Советуем проконсультироваться с юристом по поводу своих действий, а также внимательно изучить следующие статьи Трудового Кодекса РФ: 77, 78, 80, 81.

- При самой процедуре увольнения нужно выполнить все корпоративные нормы, адекватно передать дела, не нервничать, не выяснять отношения и расстаться по возможности хорошо. Не забудьте взять личные контакты ваших сослуживцев — жизнь длинная, не стоит терять из виду профессиональных людей только потому, что теперь вы работаете на разных предприятиях.

- Не оставляйте важную для вас или личную информацию в спешке увольнения: почистите почтовые ящики на компьютере и файлы рабочего стола (включая папки удаленных документов), проверьте, не осталось ли ваших личных бумаг и иных вещей в ящиках стола, унесите с собой все вещи, которые принадлежат лично вам — если они вам не нужны, их лучше уничтожить за пределами предприятия.

- С бывшим работодателем постарайтесь договориться о взаимных рекомендациях: вы даете ему рекомендацию на рынке труда, как работодателю, он вам — рекомендацию как работнику. Если вы были лицом материально ответственным или просто ответственным за сложные решения — подпишите с работодателем соглашение об отсутствии у сторон претензий друг к другу.

- Если вы расстаетесь "по соглашению сторон" (ст.78 ТК РФ), подписывайте соглашение после того, как работодателем будут выполнены обязательства, которые он взял на себя по отношению к вам по данному соглашению. При составлении соглашения руководствуйтесь ТК РФ (снова советуем консультироваться у юриста) и не требуйте от работодателя априори невыполнимых (или неконтролируемых) обязательств. Будьте оптимистичным реалистом.

ЭТАП 2. Подготовка к поиску новой работы.

Этот этап подразумевает некоторое время для восстановления сил после стресса увольнения, а также - для анализа рыночной ситуации, понимания, по какому именно пути вы хотите двигаться дальше в своей карьере. Это обычно занимает какое-то время. Может, настало вообще время заняться чем-то новым в своей жизни.

Особое значение приобретает этот период в жизни человека, готового резко изменить сферу деятельности в силу тех или иных обстоятельств, чаще по достижению определенного возраста, либо в силу смены статуса. Например: выход на пенсию по выслуге лет либо сокращение в различного рода государственных структурах. В данном случае мы советуем вам обратиться в специализированные территориальные госучреждения и агентства, занимающиеся вопросами трудоустройства высвобождаемых граждан.

Если вы точно отнесли себя к типу офисных менеджеров, вам нужно в течение второго этапа определиться, в какой отрасли, в какой должностной роли, и, возможно, в какой именно компании вы хотите дальше реализовываться. Советуем вам составить стратегический и оперативный планы развития карьеры. Причем, с учетом объективно сложной рыночной ситуации, внимательно отнеситесь к анализу рисков и составьте несколько альтернативных вариантов.

ЭТАП 3. Поиск работы

Итак, в результате второго этапа вы поняли, куда стремитесь. Теперь нужно просто туда попасть. Для этого:

- Составьте список тех своих знакомых, к кому можете обратиться за помощью в поиске работы. Важно отобрать тех, кто может помочь, а не тех, кому можно излить душу. Помочь могут те ваши знакомые, которые обязательно обладают тремя качествами:

1. Много общаются с сильными мира сего, обладают связями высокого уровня в местной администрации, на крупных предприятиях, авторитетны в социальных сетях;
2. Сами занимают высокую должностную позицию на крупном предприятии или в администрации, либо работают в кадровой службе или агентстве;
3. Знают вас по успешным совместным проектам и могут рекомендовать, причем их рекомендация значима в выбранной вами на втором этапе отрасли, профессиональной сфере или конкретном предприятии.

Обращайтесь к знакомым из этого списка аккуратно, стараясь избегать роли просителя, однако не бойтесь подавать себя в выигрышном свете. Расскажите о своих недавних успешных проектах, спросите совета, в какой области, отрасли, компании, по мнению вашего знакомого, вам стоит теперь реализовываться. Лучше всего, если вы выйдете на этих людей с некими интересными бизнес идеями, предложениями, которые могли бы стать стартом вашего совместного проекта или иной деятельности. Избегайте соблазна пожаловаться на судьбу, несправедливость прежнего работодателя, даже если ваш знакомый будет провоцировать вас на рассказ о состоявшемся увольнении. Старайтесь повернуть разговор в позитивное русло. И даже если помощь от знакомого не состоялась, закончите разговор оптимистично и дружелюбно. Помните классика: "Никогда и ничего не просите. Особенно у тех, кто сильней вас! Сами предложат и сами все дадут".

Подготовьте свое развернутое профессиональное резюме. В Национальном кадровом центре Ваше резюме по запросу может недорого пройти внешнюю экспертную оценку.Тут вам помогут отшлифовать его форму и содержание, или попробуйте воспользоваться следующим советом:

Как вариант для того, чтоб выделиться и добавить конкретики: преобразуйте свое резюме в портфолио. Общие данные "учился-работал-умею-знаю" должны уместиться на одной странице, поэтому любую лирику про хобби, семейное положение, небольшие и непрофильные курсы, не очень длительную работу на незначительных предприятиях и прочее не нужное и не важное для целевого работодателя лучше убрать. А дополнительно надо сформировать перечень проектов, то есть конкретных дел с конкретным результатом, которые вам довелось успешно выполнять. С перечислением ваших ролей, функционалов, ответственности и достижений проектов с вашим участием. И далее сделайте следующее:

1. Отправьте резюме тем агентствам, которые работают в интересующей вас отрасли (узнать о рейтинге агентства можно по рекомендациям коллег — не бойтесь задавать вопросы!), или напрямую в отдел кадров интересующего вас предприятия. Несмотря на сокращение рабочих мест, предприятия продолжают набирать людей, о чем сообщают на своих сайтах в разделе "вакансии".
2. По этим выбранным адресам повторяйте рассылку с периодичностью 2 раза в месяц в течение трех месяцев — большая часть резюме просто не попадает к работодателю из-за плохой работы электронной почты, анти-спам настроек или безалаберности рекрутеров. Расширяйте круг вакансий, которые потенциально вам интересны, находите новые.
3. Чтобы ваше письмо не попадало в спам, не пишите в теме письма имен, фамилий, слово "резюме" и др. Пользуйтесь нейтральными словами, вроде "вопрос", "разрешите поинтересоваться", "по рекомендации".
4. Через 2-3 дня после отправки резюме позвоните на предприятие или в агентство и спросите, получили ли. Даже если вежливо ответят: "Да, спасибо, внесли в нашу базу данных", через пару недель отправьте резюме еще раз, и проделайте процедуру снова. За 3-5 обращений в течение 3 месяцев вы не успеете надоесть, не бойтесь, зато будете уверены, что ваше резюме дошло.
5. Разместите свое резюме в интернете, но на приличных сайтах профессиональных сообществ (в соответствии с выбранным вами на втором этапе полем реализации), а не веером по всем работным сайтам. Помните: чем больше ваших резюме раскидано по общедоступным источникам, тем ниже ваша стоимость в глазах целевого работодателя.

Старайтесь активно участвовать в профессиональных сообществах:

1. Зарегистрируйтесь на профессиональных форумах и принимайте посильное участие в дискуссиях на профессиональные темы.
2. Публикуйтесь в профессиональной прессе.
3. Выступайте на конференциях, круглых столах и прочих массовых профессиональных мероприятиях, стараясь предметно попасть на те из них, где будут руководители предприятий, которые вы наметили для себя на втором этапе.
4. Если возможно, станьте членом профессиональных ассоциаций, клубов, объединений.

Скорей всего, даже при падающем рынке ваша высокая активность будет иметь результат, и вас пригласят на интервью. Обычно это делает рекрутер компании или сотрудник агентства во время звонка и, далее, с корпоративной почты дублирует информацию информационным письмом. Вам надо уточнить не только точную дату и время, но и формат встречи, в том числе возможный состав участников переговоров и вероятность беседы на иностранном - английском - языке. Для контрольных вопросов следует уточнить ответственное контактное лицо и мобильный номер его телефона (на всякий случай).

- Чтобы успешно пройти интервью, кроме адекватного поведения во время встречи нужно помнить:

1. При всей разнице в дресс-кодах и правилах, приличным деловым костюмом можно удивить, но никого обидеть нельзя. А также появлением вовремя.
2. Аккуратность, чистота одежды и обуви, не резкий приятный и тонкий запах добротного парфюма и неброская косметика производят благоприятное впечатление на интервьюера с первых минут встречи, когда ваша ценность как профессионала еще не ясна, а самобытность уже может броситься в глаза.
3. Впечатление складывается очень быстро — за полминуты — поэтому важно с порога светиться натуральной улыбкой, искренне источать благожелательность, внятно, но не пафосно, поздороваться и представиться. Не надо сразу стараться создать яркое впечатление. Вполне достаточно, если вас воспримут как вежливого, интеллигентного и аккуратного человека.
4. Интервьюер — важен для вас, как первый этап на пути входа в компанию. Не фамильярничайте, не раздражайтесь и уважайте интервьюера, даже если это молодой и не очень опытный сотрудник.
5. Готовьтесь к интервью — зайдите на сайт компании, прочитайте о компании в новостях, в Интернете, постарайтесь узнать об истории компании, ее достижениях, ее основателях. Это поможет вам не только на интервью, но и в дальнейшей работе в случае положительного исхода. Однако не переборщите в демонстрировании познаний о компании — это может насторожить интервьюера. Ведите себя естественно.
6. Никогда не ругайте своего прежнего работодателя, как бы плохо вы с ним не расстались!
7. На профессиональные вопросы требуется отвечать по существу, но понятно, не перебарщивая со специальными терминами. Уточняйте вопросы, если вы чего-то не поняли, но не демонстрируйте свое профессиональное превосходство над интервьюером: просто живо и интересно рассказывайте о своих уменьях. Вы еще успеете помериться силой, если вам это будет нужно, когда попадете в штат предприятия!
8. Заполните тесты и анкеты, если этого требуют правила компании, не иронизируйте по поводу излишней формализации, не ведитесь на провокации.
9. Задайте вопрос о времени обратной связи по интервью, возьмите все контакты, внимательно проверьте свои данные - часто хорошая новость просто не может вас найти по устаревшему номеру телефона, и в любом случае готовьтесь к новой встрече, даже если вы ждете положительное решение время работает против вас.


От момента первых интервью до получения предложения обычно проходит некоторое время. Часто в компаниях практикуются многоступенчатые интервью или переносы встреч — это не должно настораживать, если компания вовремя сообщает о новом времени встречи или новом этапе интервью. Среднее время от старта интервью до получения предложения на позицию топ-менеджера: 2-3 месяца. Менее высокие позиции занимают меньше времени на интервьюирование, но, тем не менее, процедура редко занимает меньше месяца. А в крупных международных компаниях даже на средние позиции процесс отбора может занимать до полугода в силу формализации процессов и территориальной удаленности головного предприятия.

- При получении предложения от компании нужно:

1. Постараться получить его в письменной форме — с описанием зон ответственности, ожидаемыми результатами, полномочиями и подчиненностью.
2. Быть готовым к тому, что перед тем, как формулировать предложение, вас могут попросить представить свое видение позиции, функционала, бюджета подразделения и способа формирования компенсации.
3. Отвечая на этот вопрос, делайте упор на том, что вы можете в компанию привнести. Компенсационную схему рассмотрите в виде постоянной и переменной части, предложив способ оценки ваших достижений для расчета переменной части.
4. Учтите, что заработные платы сейчас несколько снизились, поэтому если вы свое предыдущее жалованье умножите на 0,75 — это будет вполне нормальный запрос на новом месте работы. Ожидания по заработной плате вообще лучше формулировать в терминах "зарабатывать", а не "получать" - то есть, сделать акцент на зависимости вашего дохода от эффективности вашего труда. Определяйтесь изначально не столько в сумме, сколько в правилах игры.
5. Все существенные договоренности включите в трудовой договор. Отказ работодателя включить предварительные договоренности в итоговый документ означает, скорей всего, отсутствие намерений выполнять эти обязательства.
6. В договоре желательно предусмотреть условия расторжения трудовых отношений и размер компенсационного пакета при увольнении. Включите основные параметры (гарантии по денежной компенсации), чтобы не показаться мелочным.
7. Если предложение устраивает вас более, чем на 75% - соглашайтесь. Если менее, чем на 50% - ищите другого работодателя. Если больше, чем на 50%, но меньше, чем на 75% - решайте, насколько критично для вас получить работу именно сейчас (закончились деньги, есть кредиты, хотите работать именно в этой отрасли/компании).

Все неприятности имеют свой конец, и чем лучше вы это знаете, тем быстрей для вас лично закончатся трудные времена,  вы получите желаемую работу.

 

Этот материал вошел в новую версию книги "Охота на менеджера в кризисный период". Сегодня многие читатели просто не склонны выискивать разбросанные по всему тексту советы им нужны четкие и конкретные пункты, перечисляющие действия, способные привести к получению работы даже в условиях растущей безработицы и конкуренции на рынке труда. Здесь они даны в сжатом виде.
 
по материалам Марины Вишняковой, комментарии и ссылки внутри текста наши






← предыдущая статья   архив статей   следующая статья →

2006 - 2024 © Национальный Кадровый Центр

Поиск и подбор персонала, рекрутинг.